Личный блог Дмитрия Подлужного: о работе и около нее

Интерактивные агентства против веб-студий или «Мы делили апельсин, много нас, а он один»

Глобальные тенденции, 4 июня 2010

Вся возня вокруг попытки создания разного рода организаций, которые бы объединяли игроков интернет-рынка, пока напоминает всеобщее желание создать монополию в отрасли, т.е. пока во главе всего стоят деньги.

Российская Ассоциация интерактивных агентств провела 2 июня дискуссионную встречу, темой которой стало сравнение их с веб-студиями.

…но основатели не хотят включать в нее веб-студии, которые занимаются разработкой

Анна Шехтман, которая представляла на встрече агентство Progression BTL, поделилась ощущением, что интерактивный маркетинг похож на базар: любое агентство работает в соцсетями, все делают все.

Еще один отрывок удивительной чепухи:

Главный критерий различия веб-студии и интерактивного агентства — реакция на поставленную клиентом задачу. Веб-студия берет под козырек и делает то, что ее попросили. Интерактивное агентство же задаст вопрос — а зачем вам это, какова на самом деле задача, правильно ли выбраны инструменты. Дмитрий Петров из агентства Zero сформулировал этот принцип еще проще: интерактивное агентство работает с клиентом долгосрочно, а веб-студия — только в рамках одного проекта.

Человек описал модель своего поведения и попытался его распространить на весь рынок, не обращая внимания не на структуру клиентов не на тип задач. Смешно и хочется просто таки узнать что они у себя курят.

Далее кусочек здравой мысли с очень глупыми дополнениями:

Михаил Токовинин из QSOFT напомнил контраст между числом сайтов, сделанных профессиональными разработчиками и на основе промышленных CMS — их в год делается тысяч 20 — и число регистрируемых в год доменов в зоне ру — их полмиллиона… большая масса очень простых сайтов, сделанных за копейки.

Налицо недооценка силы частных разработчиков, силы типовых решений и узкоспециализированных студий.

И клиенты станут ожидать от веб-разработчиков другого типа и уровня услуг (и подход интерактивных агентств окажется тогда более универсальным).

Трудно ожидать другого ожидания от агентств. Но, на мой взгляд, сегментация рынка как началась, так и будет продолжаться и тому будут способствовать такие факторы, как:

  • Постоянно повышающийся опыт заказчиков. Это происходит или просто за счет роста личного опыта или за счет привлечения в компанию специалистов по маркетингу/разработке в области Интернет. Компаниям требуется больший контроль за их деятельностью в сфере Интернет (в силу растущей важности этой области), более высокая гибкость и меньшее время реагирование. Специалист среднего уровня вполне может организовать половину активности без привлечения агентств, а только за счет внешних небольших разработчиков или фрилансеров (услугами которых пользуются те же агентства).
  • Специализация и растущее число автоматических узконаправленных сервисов.  Если в российском сегменте Интернет это еще недостаточно заметно, то за счет специализированных сервисов на западе уже вполне можно проводить качественное продвижение в прессе, социальных сетях, обеспечивать качественную рекламу и т.д. Не нужно стрелять по потребителям из пушек, не нужно массовые вирусные рекламы и «суппер» идеи, достаточно точно найти своего потребителя.
  • Открытость рынка. В интернете все конкурируют со всеми, особенно в области услуг, которые не привязаны к конкретному месту. Пока нас еще немного разделяет языковой барьер. Последний дизайнер, которого я хотел привлечь к работе жил уже в Бельгии. И через какое-то время будет совсем не важно где будет жить креативщик, рекламщик, копирайтер и т.д. Это не произойдет быстро, но по 1-2% процента в год люди, живущие далеко и работающие сами на себя, будут откусывать у агентств  кусочки рынка.

Наверное стоить ожидать, что Ассоциация Интернет-разработчиков проведет встречу на которой заявит о конце истории агентств )

Подлужный Дмитрий Арнольдович

Об авторе

Дмитрий Подлужный – UX Designer (сейчас в Agima, ранее в ADV/web-engineering co., еще раньше в студии Spacebox) и консультант по UX/CX в свободное время.