Личный блог Дмитрия Подлужного: о работе и около нее

KupiVip выбрал не то название и слишком быстро решил захватить рынок

Размышления по ходу дела, 3 августа 2010

Шел с утра как обычно на работу, повстречалась мне машина заклеенная рекламой магазина KupiVip. Странным образом, но меня с самого начала не особо привлекал этот магазин. Смущала модель продаж и закрытость.

Наверное, я отношусь к немногочисленной категории потребителей, которые когда видят фразу про самые низкие цены и огромные скидки, сразу начинают думать, что их пытаются обмануть и искать где подвох. В конечном счете, это можно даже объяснить рациональной моделью поведения. Исходя из которой, если на одно и то же кто-то предлагает 70% скидки, то, значит, в остальных местах как минимум навариваются в три раза.

Но вот решил пристальней присмотреться к данному сайту, тем более, что не так давно сталкивался с Direct Group, которая вкладывает в этот проект деньги. С одной стороны модель продаж показала себя эффективной в западных странах, с другой, очень часто нельзя ожидать от прямого переноса проекта такой же отдачи как это было в других странах, всегда есть местная специфика.

А пока решил пройтись по фактам, обнаруженным в сети:

«…в частности, KupiVIP, в который за последний год различными венчурными фондами вложено более $28 млн.»,- Аркадий Морейнис, Газета «Ведомости», № 96 (2614), 28 мая 2010 года

По данным crunchbase.com в проект вложено $31 000 000

«В Kupivip.ru рассчитывают, что опыт Direct Group позволит через три года выйти на объем выручки $150 млн в год с рентабельностью по чистой прибыли 6-7%. «В наши планы входит расширение способности обрабатывать до 3 тыс. заказов в день. Также мы работаем над созданием курьерской компании и планируем купить склад, который сейчас арендуем»,- рассказал господин Хартманн

«Бизнес-модель, по которой работает КупиВИП, не нова, и родилась как раз не у нас. Основоположником подобных шоппинг-клубов является французская компания vente-privee.com, основанная аж в 2001 г. Объем ее продаж в прошлом году был 500 млн. евро. Сейчас Амазон их хочет купить за 3 млрд. долларов. В Штатах тоже есть несколько подобных компаний — gilt.com, ruelala.com и др. Такие же шоппинг-клубы есть и в Германии, и в Швейцарии, и в других европейских странах (тема модная и начала развиваться задолго до того, как появился КупиВИП и ИдеалПрайс.ру). Так что даже в Европе, в которую вы предлагаете съездить вместо того, чтобы покупать в КупиВИП, люди активно покупают в подобных шоппинг-клубах. Через интернет.», — пользователь welf на roem.ru

Пока же ситуация такова, что объем интернет торговли оценочно составляет 150 000 000 000 рублей. Оценка «навскидку» от министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, но чиновники очень часто оптимистично смотрят на данные, особенно, когда эти данные нужно сообщать президенту.

«Объем интернет-торговли превысил 150 млрд рублей», — отметил Щеголев. «Это очень приличная цифра», — одобрил Медведев.»

А исходя из исследования PricewaterhouseCoopers Россия та область, на которую, как мне кажется, рассчитывает KupiVip составляет порядка 20-30% от общих интересов пользователей совершающих покупку через Интернет. И в ситуации, что даже если распределение линейное, то продажи по всему плану товаров, которыми торгует KupiVip не превышают $100 млн. в год, на текущий момент, а вероятнее всего ниже. Есть конечно еще аудитория потребителей, очень активная, которая совершает покупки за границей и у которой есть проблемы с доставкой товара в Россию и которая может переключиться на покупку внутри страны (очень много допущений), которую можно привлечь.

Очень много событий должно сложиться в одну кучку, чтобы планы KupiVip хоть как-то осуществились: рост доходов населения (значительный рост), рост потребительской активности, рост продаж через сеть в несколько раз, отсутствие активности конкурентов прямых и внутриотраслевых, отсутствие положительной динамики в доставке покупок из западных магазинов. Вероятность, что все это произойдет ничтожна.

Как первенец, который падает на неподготовленную почву, проект, вероятнее всего, обречен на провал. Не подготовлены ни менеджеры, ни логистика, ни пользователи. Но те проекты, которые вырастут на его костях, они будут уже нормальными и сильными.

PricewaterhouseCoopers
Подлужный Дмитрий Арнольдович

Об авторе

Дмитрий Подлужный – UX Designer (сейчас в Agima, ранее в ADV/web-engineering co., еще раньше в студии Spacebox) и консультант по UX/CX в свободное время.