Глобальные тенденции, Размышления по ходу дела, 8 октября 2013

Пофантазировал немного на тему стратегии Яндекс Маркета. Как и всякая фантазия и моя не выдержит никакой критики и Анимоузного прессинга, но свобода выражения – черт побери – прекрасная вещь!

Яндекс анонсировал новый Яндекс Маркет с новыми возможностями:

«Магазинам: ещё одна модель размещения на Маркете — с оплатой заказов (CPA).
Пользователям: возможность оформлять заказ прямо на сервисе.»

А я, как старый пессимист, во всем этом начал пытаться разглядеть долгоиграющие последствия. Сначала на «Цукенберг позвонит» плюхнул пару комментариев:

«Плохая новость. Фактически включают механизм ценовой конкуренции. Последствия не предсказуемы, но ничего хорошего от этого ожидать не приходится.»

И на несущественный возражения Анонимусов выдал продолжение:

«Ценовая конкуренция ведет обычно к разорению, снижению качества обслуживания, вытеснению крупными игроками мелких за счет ценового демпинга, вытеснению серыми товарами белых за счет более низких издержек, вытеснению серыми компаниями белых по этой же причине — в долгосрочной перспективе это даже не конкуренция, а война.

В областях, где товар однороден — электроника, бытовая техника — одним из возможных выходов будет, когда производители станут диктовать цену продаж, что только приведет к росту цен относительно текущего момента.

Выстраивать долгосрочные отношения с покупателями будет сложно, они ведь даже не зайдут на сайт.

Что в итоге? Вначале падение цены, потому что мелкие серые компании смогут предложить низкие цены. Потом крупные игроки и дистрибьютеры натравят всех собак на мелкую розницу, чтобы ты заплатила все налоги и покупала белый товар, а сами начнут демпинговать или играть в 0. После чего вытеснят весь мелкий бизнес из тех областей, где это имеет смысл и поднимут цены.
В итоге, никакой конкуренции, высокие цены и на все про все потребуется года 2.»

По большому счету,  на этом можно было бы и остановиться, но меня посетила еще одна более одиозная идея, которая уже не связана со свободным рынком в том виде, как мы его порой представляем.

Слишком долго компания Яндекс воспринималась, как интернет компания, которая построена на сервисах. Но многие события последнего времени заставляют подумывать, что она хочет перестать таковой быть.

У Яндекса есть не очень успешная попытка выхода на западные рынки, высокий прессинг внутри России со стороны конкурентов, но расти куда-то надо. Вот мне кажется, что Яндекс собирается стать реальным магазином. И откусить приличный кусочек от растущего пирога электронной коммерции, как магазин.

Все предпосылки для построения такой модели есть.

«Безусловным лидером российского рынка в Morgan Stanley называют интернет-гипермаркет Ozon, чья выручка в 2014 году может составить $1 млрд (в первом полугодии 2012-го этот показатель вырос на 91% год к году, до $232 млн). Кроме того, интернет-торговля стала ключевым фактором монетизации поиска, констатируют в Morgan Stanley. По подсчетам аналитиков, лидирующий в России поисковик «Яндекс» использует 61% постоянных онлайн-покупателей, причем 40% поисковых запросов генерируются через «Яндекс.Маркет». По данным comScore за ноябрь 2012 года, российская месячная аудитория «Яндекс.Маркета» превысила 14 млн пользователей, Ozon.ru — 6,8 млн.»

«OZON планирует «захватить» 80% рынка электронной коммерции России  …в течение ближайших 10 лет компания планирует «захватить» 80% рынка электронной коммерции России… По итогам 2012 года OZON показала выручку $492 млн.»

Сейчас Яндекс вводит модель по которой пользователи могут привыкнуть покупать сразу на сайте Маркета. И есть вероятность, что компания не ограничится 1% от продаж, а захочет получить больше. У Яндекса есть все возможности создать новый местный Амазон: есть возможности технические это реализовать, есть аудитория, а построить логистику – это скорее дело техники.

Если Morgan Stanley оценивает рынок электронной коммерции России на 2015 год в $36 млрд., то перспективы стать самым большим игроком этого рынка может сильно повлиять на стратегии Яндекса по развитию.

Вот такое мрачное будущее мне нарисовалось. Мрачное, скорее потому что это может полностью изменить ландшафт электронной коммерции России и может в перспективе негативно сказаться на самой компании, которая в погоне за большими деньгами может утратить свое положении в поиске.

Подлужный Дмитрий Арнольдович

Об авторе

Дмитрий Подлужный – UX Designer (сейчас в Agima, ранее в ADV/web-engineering co., еще раньше в студии Spacebox) и консультант по UX/CX в свободное время.