Личный блог Дмитрия Подлужного: о работе и около нее

К простому пониманию сложности интерфейсов

Размышления по ходу дела, 13 июля 2017

Нужно признаться, что я не психолог и не исследователь мозга. Поэтому все, что я здесь пишу может быть антинаучным. И может оказаться, что я просто повторю уже кем-то сказанное, но пока это мои мысли.

Каждый интерфейс требует от нас потратить какое-то количество энергии на его понимание. Обычно наш мозг справляется с этим на лету, и мы не отдаем отчет, как это происходит. Но, если занять себя самонаблюдением, о чем нам часто писал Пруст*, то практически любой сможет найти очевидные закономерности.

Даже не стану приводить простых иллюстративных примеров. Это надо было бы сделать, но из меня ленивый публицист. Обойдусь словами.

  • Короткий заголовок на странице понятнее, чем длинный неформатированный текст.
  • Использование изображение понятнее, чем описание словами.
  • Использование знакомого способа покупке в интернет-магазине понятнее, чем новый паттерн, которого нигде нет.

А дальше, я хочу предложить простой подход к оценке сложности интерфейсов, его когнитивной нагрузки*.

Каждый элемент на странице можно связать с определенным возрастом и стадией нашего обучения. И чем более ранняя стадия, тем проще элементы для восприятия, и тем меньше они напрягают наш мозг с возрастом.

Картинки – мы их начинаем воспринимать с рождения. Для нас это самый простой вид информации. Обработка идет очень быстро. Правда, «просто» не всегда равнозначно «понятно».

Текст – это уже приходит к нам в школе. Помните, как были сначала буквы, потом короткие фразы, потом пошли тексты подлиннее.

Цифры – это появляется в жизни уже после текста. Не «яблока плюс яблоко», а «1+1». Цифры требуют много усилий для понимания. Каждая цифра – это маленький вызов нашему мозгу.

Все элементы складываются в факты, идеи и контекст. И все это нам может быть знакомым или новым, может быть логичным или противоречивым.

А всякое ситуация, которая несет для нас что-то новое, противоречивое (например, несоответствие изображения и текста) или просто требующая принятия решения (и не важна большого или совершенно маленького, такого как переход на следующую страницу в списке) – все это добавляет нагрузки на наш мозг.

После таких вводных можно было бы вставить в текст таблицу в которой соотнести возраст человека и элементы его мира. И наглядно на таблице увидеть, что в детстве наш мир проще и с возрастом в нем появляются все более сложные объекты и их связки. И, в принципе, такая таблица отражала бы способность нашего мозга обрабатывать информацию. Подозреваю, что кто-то уже посчитал, сколько бит информации способен обрабатывать мозг в разном возрасте.

Но, как говорят, в нас встроен механизм самосохранения, который не позволяет нашему мозгу все время работать на максимуме. И это правильно. И это очень хорошо. И вот сейчас, когда я вглядываюсь внутрь себя, я понимаю, что большую часть времени весь окружающий мир, все интерфейсы и сайты я воспринимаю на уровне себя двенадцатилетнего, ну может чуть старше. И реально, все что требует от меня больших знаний, большего напряжения начинает создавать ощутимую когнитивную нагрузку.

И теперь, когда вы будете делать очередной интерфейс, предлагаю вам думать о внутреннем возрасте вашего посетителя. И спрашивать себя: Достаточно ли прост интерфейс, чтобы им пользовался шестиклассник? Понятные ли шестиклассника картинки, понятные ли тексты для шестиклассника, не слишком ли они длинные, не слишком ли они сложные? Не слишком ли много цифр, разберется ли шестиклассник в них? Не слишком ли много нужно принимать решений на этой странице, справится ли шестиклассник с такими решениями или уйдет «играть» в другое место?

Спасибо за внимание и хорошей всем рабочей недели.

* Очень хотелось вставить в этот текст Пруста, когнитивную нагрузку и еще пару фраз, но для которых не нашлось места

Подлужный Дмитрий Арнольдович

Об авторе

Дмитрий Подлужный – UX Designer (сейчас в Agima, ранее в ADV/web-engineering co., еще раньше в студии Spacebox) и консультант по UX/CX в свободное время.