Личный блог Дмитрия Подлужного: о работе и около нее

И чтобы все было доступно в три клика…

Проектирование, 28 мая 2015

Существует распространенное мнение о том, что страницы должны быть доступны в ограниченное число кликов. Иногда говорят о трех, иногда о двух. Как следствие таких идей, появляются кейсы компаний, которые рассказывают про проекты, где все доступно «в два клика». И появляются обещания, что все будет на сайте именно так. Это заблуждение про несколько кликов мне уже порядком надоело.

В конце прошлого года пришлось проектировать небольшой кусок для сервисного проекта. Вначале работы прислали техническое задание, в котором нашлось место требованию про три клика для базового сценария: «…свои «пассивные» хотелки в 3 клика превратить в покупку услуги.».

Иногда кажется, что самое любимое занятие заказчиков и разработчиков – это упрощать систему до тех пор пока она не станет воздушной, как наполненный гелием шарик. Конечно, иметь дело с воздушным шариком гораздо проще и приятнее чем с многотонным блоком, состоящим из сочленений и сложных выпирающих конструкций.

Как видится базовый сценарий заказчику

20150528-1

Т.е. когда мне рассказывают о системе, то обычно доходя до этого места говорится что-то типа: Ну а здесь клиент клик-клик и купил! В принципе, все обычно тут же соглашаются. Действительно хочется, чтобы было «клик-клик и купил». Можно конечно поднапрячься и предложить альтернативный вариант в рамках основного сценария.

Расширенный вариант

20150528-1

Все конечно и с таким вариантов соглашаются, потому что один лишний шаг не так и важен для понимания простоты системы. А простота системы – это равносильно простоте ее разработки, а значит не надо тратить время на ее продумывание, потому что все очевидно. Получается, что заказчик проекта с радостью попадает в иллюзорный мифический мир, в котором его проект прост и понятен.

Но сценарий посетителя сайта редко бывает так примитивен и прост, как хотелось бы думать. Практически всегда простой путь будет путем выдуманного идеального посетителя, которого в жизни вряд ли удастся встретить. А ориентироваться на реальные сценарии бывает тяжело.

Что-то приближенное к реальности

И когда мы начинаем приближаться к возможному поведению человека на сайте, то сталкиваемся с тем, что ему предстоит возможно пройти сложный путь, если он захочет дойти до конца.

20150528-1

Этот путь для посетителя может закончиться в его почтовом ящике или в виде SMS сообщения, но он будет точно длиннее трех кликов, как хотелось вначале думать. А если быть до конца честным, то его путь начнется гораздо раньше. Об этом тоже стоит вовремя вспомнить.

20150528-1

Вообще, казалось бы, зачем я все это пишу? Все для того, чтобы описывая сценарии представлять не самые простые и короткие пути посетителя, а самые длинные и критические. Часто мы не в состоянии укоротить дорогу человека до цели, но мы можем помочь сделать ее менее утомительной. Можно обеспечить длинный путь точными инструкциями, чтобы посетитель прошел по нему быстро и легко. Можно представить наиболее тяжелый вариант для нового посетителя, для посетителя с опытом, для недовольного посетителя, для старого посетителя со слабым зрением. Такие пути всегда будут длинными и утомительными, но если удастся разобраться с ними, то жизнь о остальных людей на сайте будет прекрасна. go daddy site down Поэтому важно при создании сайта не радовать себя маркетинговыми историями про три клика, а представить реалистичную картину поведения посетителей на сайте. Даже если эта картина в итоге окажется более сложной, чем нам хотелось бы видеть.

Подлужный Дмитрий Арнольдович

Об авторе

Дмитрий Подлужный – UX дизайнер, который ищет решения на границе пользовательских потребностей, бизнес целей и технических ограничений.