Размышления по ходу дела, 21 июля 2016
Сегодня мне попалась статья в которой упоминался Элвин Тоффлер. Не безызвестный человек, который прожил длинную жизнь и идеи которого точно его пережили. Основную известность ему принесли футурологические предсказания, сформулированные еще в 1980 году в книге «Третья волна». В своих работах Тоффлер пытался предсказать, как будет развиваться мир, какие вызовы встанут в будущем и как мы можем приспособится к этим изменениям.
Многие проблемы, которые мы сейчас наблюдаем, связаны с переходом от индустриального мира в постиндустриальный. В категориях Тоффлера это смена парадигм развития второй и третьей волны. Одни страны уже вошли в третью волну, некоторые еще упорно существуют во второй, но перемены неизбежны. До 2025 года с индустриальным обществом будет покончено и это приведет к изменениям на всех уровнях.
Сейчас мне кажется, что не надо ходить к гадалке, чтобы понять, какой из стартапов будет востребован и через 5-10 лет и какой сможет развиваться в глобальном масштабе. Достаточно посмотреть на сравнительную таблицу характеристик волн и попробовать понять к какой из эпох принадлежит проект: к уходящему индустриальному миру или к идущему на смену.
Признак | Первая волна | Вторая волна | Третья волна |
Источники энергии | Мышечная сила, солнце, ветер, вода. Восстановимые. Много источников. Источники распределены. |
Ископаемое топливо. Невосстановимые. Немного источников. Источники сконцентрированы. |
Солнце, ветер, вода, геотермальная энергия. Восстановимые. Много источников. Источники распределены. Большая экологичность. |
Производство | Штучное, индивидуальное. Для собственного потребления. |
Массовое. Разделение на производителя и потребителя. |
Мелкосерийное, демассифицированное, производство «на заказ»»Умные» технологии.Развитие производства для себя. Экстернализация стоимости труда. |
Система распределения | Индивидуальное. | Массовая торговля.Мировой рынок.Возрастающая сложность экономических связей. | Изменение роли рынка и массовой торговли под действием развития производства для себя. |
Семья | Большая семья. | Нуклеарная семья. | Разнообразие типов семьи. |
Образование | Преимущественно домашнее. | Массовое обучение. | Возрастание необходимости индивидуализации образования, увеличение роли домашнего образования. |
Форма организации бизнеса | Индивидуальная. Товарищество. | Корпорация. | Изменённые корпорации с разнообразными целями. |
Искусство | Рассчитано на обслуживание элиты. | Массовое. | Дестандартизация и демассификация. |
Связь и обмен информацией | Доступность для элиты. | Массовая доступность. | Демассифицированные специализированные СМИ. Упрощённое производство информации потребителем. Широкое применение средств связи в бизнесе. |

Об авторе
Дмитрий Подлужный – Руководитель направления проектирования интерфейсов в AGIMA, ранее UX Lead в ADV/web-engineering co., еще раньше в студии Spacebox, консультант по UX/CX в свободное время.