Личный блог Дмитрия Подлужного: о работе и около нее

Нужны ли долгосрочные стратегии в работе с заказчиками?

Записки о работе, 29 октября 2019

Подготавливая материалы для заказчиков в рамках пресейлов, тендеров или творческих заданий я сейчас часто пробую найти ответ на один вопрос: Каким мы должны сделать проект, что он был успешен и через 5 лет?

Для меня понятно, что ответ должен быть не про дизайн и не про отдельные функциональные особенности, потому что все это очень изменчиво, а, в первую очередь, про принципы и подходы.

Специфика бизнеса, аудитория и ее сегментация, тренды, связь этих и других факторов со стратегией развития проекта — это то, что важно для долгосрочной успешности проекта. И после того, как мы обозначили всего этого, мы готовы сделать первый шаг в сторону того, чтобы создать проект.

Разные точки зрения

И вот тут у меня возникает дилемма: с одной стороны, я хотел бы, чтобы заказчики видели в нас партнеров для долгосрочных проектов, и поэтому я и рассказываю о том, как мы видим проект в динамике. А, с другой стороны, я наблюдаю, как все эти рассказы про будущее мало кого волнуют и люди предпочитают сосредоточиться на ближайших задачах.

Принятия долгосрочных решений

В конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством Уолтера Мишела проводились эксперименты, которые потом были названы зефирными.

Эксперименты были посвящены выяснению отношения к отсроченному удовольствию. В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут) во время которого экспериментатор покинул комнату, чтобы вернуться после ожидания. В качестве вознаграждения использовался зефир, печенье или сухарик. И по результату одни дети были в состоянии дождаться повышенной награды, другие предпочитали получать вознаграждение сразу. Вторых было больше.

Уолтер Мишела считал, что выбор зависит от врожденных качеств.

И даже были зафиксированы физиологические отличия в работе мозга для людей, которые предпочитают брать «зефирки» и людей, которые могут потерпеть.

Позже выводы экспериментов Мишела были опровергнуты экспериментами Тайлера Уоттса в 2018 году. В этих экспериментах было показано, что достаток в семье сильно влияет на то, будет ли ребенок брать вознаграждение сразу или способен подождать.

Напрашивается банальная идея, что наша склонность предпочитать быстрые решения или решения, которые нам могут дать долгосрочные выигрыши — все это, возможно, в нас присутствует на биологическом уровне или, как минимум, уже сформировано в нас нашим воспитанием и средой.

Мы не объективны, когда нужно сравнить быстрое решение и стратегическое решение

Фактически мы не можем сравнивать «круглое» с «мягким». И когда нам предлагают что-то прямо сейчас или что-то другое, но потом, то выбор уже сделан самой нашей природой и нашими склонностями. Если сказать иначе, то наша природа подталкивает нас к определенному выбору.

А если учитывать, что по результатам экспериментов 2 из 3 склонны к получению награды прямо сейчас, то попытка предложить большее, но через время, чаще будет обречена на провал.

Решение краткосрочное vs долгосрочного

Вырисовывается картина, когда более прагматично, не тратить свое время на лишние телодвижения и сосредотачиваться только на текущей задаче, которая помещается в фокусе заказчика.

Может быть есть и другое решение — набросать дополнительных аргументов в пользу более долгосрочных стратегий.

Мне достаточно очевидно, что когда у нас есть представление о мотивах пользователей, то мы можем выстраивать более эффективные коммуникации с ними, а это должно вести и к упрощению работы маркетинга и к повышению эффективности всех расходов в этом направлении. Или когда у нас есть модель жизненного цикла пользователя в нашем продукте, то мы в состоянии спланировать активность на значительное время вперед. В итоге, это позволит и pr отделу, и разработке комфортно управлять своими ресурсами с учетом бэглога развития.

Но достаточно ли таких аргументов, чтобы перевесить фокус с получении ближайшей «зефирки» на что-то долгосрочное? Я пока не знаю, когда проверю, то смогу вам рассказать о результатах.

Подлужный Дмитрий Арнольдович

Об авторе

Дмитрий Подлужный – UX дизайнер, который ищет решения на границе пользовательских потребностей, бизнес целей и технических ограничений.