Размышления по ходу дела, 15 июня 2022

Еще в прошлом году у меня с коллегой (Дмитрием Шуваловым) и с компанией Агима была идея провести конференцию, посвященную Ответственному подходу в дизайне. Надо признать, что никакой конференции про ответственность дизайнера и ответственный дизайн мы не проведём ни в этом году, ни в обозримом будущем. Конференция стояла в планах на прошедшую весну (и Агима действительно хотела ее провести), но понятно, что все это стало невозможным. Однако, у меня осталось несколько мыслей на это счет и я хотел бы ими поделиться.

Можно ли в принципе говорить об ответственности дизайнера?

Чтобы ответить на заявленный вопрос, надо определить, кого я подразумеваю, когда говорю о дизайнерах. Для меня дизайнер – это человек формирующий и создающий продукт или трансформирующий пространство, в котором живут люди. В общем, очень широкое понимание. И в этом размытом пространстве смыслов я бы хотел сузить разговор до уровня дизайнеров, которые занимаются digital и тем, что вокруг этого крутится.

Теперь, когда более или менее понятно о каком дизайнере я говорю, можно перейти и к определению значения “ответственности”. Здесь все сложнее. Ответственность – это скорее философско-этическое понятие, нежели что-то бытовое. Возможно, многие люди начинают понимать ответственность, когда становятся родителями. Т.е. попадают в положение, когда безусловно должны ощущать свою ответственность за последствия своих действий или бездействий. Во многих остальных случаях ответственность нашего человека довольно поверхностна.

Ответственность – это качество психологически взрослого человека. Но, как я слышал, довольно много людей психологически так и не дорастают до психологической зрелости. Мы все стареем, но не обязательно взрослеем. И это для меня значит, что ответственность может так и не прийти. Это качество наживное и не возникает автоматически. Оно становится результатом наших решений, действий, нашего выбора.

Почему же можно говорить об ответственности дизайнера? 

Ответ на этот вопрос во многом связан с другим вопросом: Что является продуктом работы дизайнера? 

Если считать, что дизайнер выпускает элементы оформления, продающие лендинги, модные приложения или что-то подобное, то, наверное, не приходится говорить, что у такой функциональной единицы есть ответственность и что она вообще ей нужна. В такой позиции дизайнер выступает просто элементом, который хорошо или плохо осуществляет некую функцию. Но можно смотреть на дизайнера и с другой позиции, как на творца.

Для меня дизайнер – это человек создающий возможность возникновения новой реальности. Идея не нова и я ее только повторю: Дизайн – это не про красоту, а про создание будущего, в котором будут жить люди. Про определение этого будущего, про выбор того или иного пути. И если на дизайн смотреть с такой позиции, то на дизайнере конечно же лежит ответственность.

Как должно проявляться ответственное поведение дизайнера?

Если есть ответственность, то она как-то должна и проявляться. У меня нет ясного ответа на этот вопрос, но я могу сделать несколько предположений. 

Самое важное, на мой взгляд, это само отношение к тому, что ты делаешь: функциональное ли ты существо, или демиург, формирующий будущее? Может прозвучать пафосно, но даже один красивый интерфейс способен сделать мир чуть лучше. Наконец, можно вспомнить слова Иосифа Бродского: «Человек есть то, на что он смотрит, – по крайней мере, отчасти.» И вот это «отчасти» во многом уже ответственность дизайнера, даже плохого.

И вторая вещь, которую я бы отметил — это вклад в образование: в следующее поколение, в обмен знаниями и опытом с коллегами и с теми, кто идет в профессию. 

В заключение 

Есть вещи, ценность которых относительна. И ответственное отношение к тому, что ты делаешь, является одной из таких вещей. Но мне бы хотелось наблюдать вокруг себя больше людей, которые считают, что их ежедневная работа определяет мир, в котором мы все будем жить завтра. 

Ваше мнение может совсем не совпадать с моим, и я буду рад услышать ваши возражения, или дополнения по поводу ответственности дизайнера. Похоже, это долгий разговор.

Подлужный Дмитрий Арнольдович

Об авторе

Дмитрий Подлужный – UX дизайнер, который ищет решения на границе пользовательских потребностей, бизнес целей и технических ограничений.