Личный блог Дмитрия Подлужного: о работе и около нее

Структура рассказа о проекте для продуктового дизайнера

Записки о работе, 8 августа 2023

Нужно уметь рассказать о своем проекте, чтобы произвести хорошее впечатление своей работой и показать себя с лучшей стороны. Тут я попробовал составить шаблон для такого рассказа.

В своей практике менторства на APDList (кстати, вы можете меня там найти https://adplist.org/mentors/dmitry-podluzny) я несколько раз столкнулся с однотипной ситуацией, когда молодые дизайнеры рассказывали о своих проектах, и им часто не хватало системности в этом. У людей есть опыт и есть что рассказать, но в итоге им не хватало подачи. И по результату я написал пример такого рассказа о гипотетическом проекте для дизайнера (продуктового дизайнера), который может помочь структурировать информацию и помочь ее правильно донести до слушателя. 

Здесь приведена приблизительная структура рассказа о своей работе, если вы будете пробовать себя позиционировать, как продуктового дизайнера.

Общая структура

1. Начинаем рассказ с постановки задачи. Нужно обозначить гипотезу, ее источник.

“У нас было два целевых сегмента аудитории которые мы исследовали. Мы провели с пользователями глубинные интервью и выявили несколько идей для новых продуктов.”

“Из продуктового бэклога мы взяли в работу новую функцию.”

“Новая стратегия компании требовала изменений в структуре продуктов, которые затронули и те продукты, которыми я занимался, поэтому мы сформулировали новые продуктовые цели согласно стратегии компании.”

“Мы решили доработать функцию, потому что данные пользовательских исследований показывали, что на этом шаге мы теряем конверсию.”

“Для поддержания рекламной кампании требовалось внедрить новую функциональность.”

2. Определить метрики, по которым можно будет провалидировать результат гипотезы. Хорошая идея, с самого начало показать, что вы продукто-ориентированы. 

    “Для этой гипотезы нас интересовала конверсия: мы ожидали, что фича повлияет на конверсию лояльных пользователей улучшив ее на 5-10%.”

    “Мы ожидали, что просмотр страницы будет в районе 90% среди зарегистрированных пользователей и в дальнейшем мы получим конверсию в новый продукт на уровне 5% за следующий месяц.”

    “Нас интересовал рост продаж среди новых пользователей и любое позитивное изменение в продажах после внедрения фичи можно было считать хорошим результатом.”

    3. Рассказать о процессе работы в несколько шагов, можно подчеркнуть итерационный подход к работе.

    “Сделали первый подход к дизайну, в результате которого создали 5 ключевых страниц.”

    “Первый вариант дизайна полностью разбили в процессе обсуждения, но в результате мы нашли путь для интересного решения.”

    4. Хорошо дополнить рассказ тем, как валидировали решения. Чем больше методов есть у вас в запасе, тем лучше вы будете выглядеть, но даже базовый вариант проверки — Коридорные тесты — это уже шаг в правильную сторону.

      “Провели тестирование на пользователях. Использовали Thinking Aloud Testing, т.е. демонстрировали интерфейс и собирали обратную связь по ходу прохождения пользователями сценария.”

      “Мной было проведено 5 коридорных тестов. В результате собрали несколько идей для улучшений.”

      “Само исследование проводили коллеги из Лаборатории пользовательского опыта.  Я вместе с ними сформулировал вопросы для тестирования. Исследование заняло неделю. Проверили 15 глубинных интервью с юзабилити тестированием ключевого сценария.”

      “Тест запускался командой UX исследователей, я ставила задачу на тестирование совместно с менеджером продукта и подготавливала макеты под это.”

      5. Описать, как строился процесс работы внутри команды, потому что современный продукт — это результат работы множества людей. Порой ваши софт скилы даже важнее профессиональных навыков. 

      “Несколько итераций дизайна с обсуждением внутри команды.”

      “Каждую неделю мы проводили общее собрание для презентации наработок по дизайну. Все участники команды имели свой голос. Нам было важно собрать широкий спектр мнений.”

      “Задачу ставил собственник продукта. Мы вместе штормили, пробуя нащупать первоначальные варианты для хорошего решения. Готовые варианты обсуждались широким составом.”

      6. Сказать что-то про запуск проекта, потому что это ответственная часть работы, на которую хороший дизайнер обращает внимание потому что хочет, чтобы результат соответствовал первоначальному замыслу.

      “Запустили версию интерфейса в тест на 2% аудитории и смотрели, как ведут себя метрики.”

      “Запустили 3 версии интерфейса с разными текстами в А/Б тест на локальную аудиторию. Получили после тестирования явного победителя и эта версия была выпущена в продукте.”

      7. Оценка результата после запуска фичи, потому что для продуктового дизайнера важно фокусировка на результатах.

      “После запуска мы собрали метрики и увидели, что достигнуты более высокие показатели, чем ставились вначале.”

      “Мы смотрели результат через косвенные показатели конверсии по всему продукту и этот показатель увеличился на 40%. Мы не связываем весь рост конверсии с внедрением только новой функции, но в целом внедрение оказалось успешным.”

      “Первые цифры после запуска показали, что у нас нет просадки и теперь мы ждем среднесрочного результата, чтобы детально просмотреть влияния внедрения новых компонентов на поведение пользователей.” 

      “После запуска пришлось быстро откатить решение назад, потому что мы увидели, что технически новый сценарий дает сбой и мы теряем пользователей. Потребовалось еще две недели на устранение этого дефекта. Повторный запуск был более грамотный, без технических ляпов. Мы получили небольшой прирост в конверсии на первых двух шагах. Результат нельзя было назвать выдающимся, но вполне в пределах ожиданий.”

      Пример рассказа

      У нас было устаревшее приложение, которое, по отзывам пользователей, было к тому же слишком сложным на фоне конкурентов. И в это же время начался тренд на частные инвестиции. Руководство понимало, что мы уже отстаем от лидеров рынка и функционально, и визуально, поэтому было решено сделать редизайн в минимальные сроки.  На все задачи по проекту было отведено четыре месяца. 

      Несмотря на короткие сроки, мы не стали жертвовать качеством процессов. Мы начали с  большого исследования. Совместили конкурентный анализ и исследование пользователей. Было анкетировано  150 текущих клиентов компании, чтобы выделить потребности пользователей. Совместно с СЕО и маркетингом, гипотезы были проранжированы (мы ранжировали гипотезы через экспертную оценку выделяя те, что принесут нам наибольшую выгоду с меньшими затратами) и выделены ключевые из них. Гипотезы строились вокруг бизнес-задач: 

      Мы были заинтересованы в повышении количества новых пользователей, 
      Регистрации новых брокерских счетов, 
      Внедрении новых фичей для поддержания рекламной кампании. 

      Также было решено улучшить весь проект за счет:

      Упрощение интерфейсов приложения, 
      Перехода на новую компонентную базу, 
      Отказа от сложной терминологии, чтобы облегчить первые шаги для новых пользователей.

      Работы по дизайну выполнялись на основе итерационного подхода. 

      Под моим руководством и с моим участием был сделан редизайн раздела, в работах было задействовано 3 дизайнера и UX-writer. 

      Мы начали с прототипа, который обсуждался внутри команды. После внесения ряда изменений был подготовлен дизайн проекта для тестирования на пользователях. Мы выбрали простой метод пользовательского тестирования, чтобы получить ранний фидбек от целевой аудитории, до которой было очень сложно добраться. 

      Провели простое тестирование на клиентах премиального сегмента. По результатам тестирования получили от пользователей положительную оценку нового дизайна и нашли несколько новых точек для улучшения продукта. 

      В первоначальной итерации была использована стандартная компонентная модель из текущей дизайн-системы. Затем в течении года были разработаны новые компоненты и обновленные решения для дизайн-системы, которые постепенно внедрялись в продукт.  Полностью работа по обновлению визуальных компонентов была завершена в течение года.

      Первоначально мы ожидали, что просмотр раздела составит в пределах  20% среди зарегистрированных пользователей, и в дальнейшем мы получим конверсию в новый продукт на уровне 5% в течении следующего месяца. Причем ключевым для нас, конечно, был параметр конверсии. В результате данных аналитики мы добились 50% просмотра раздела относительно первоначальных ожиданий, но при этом получили целевую конверсию около 5%, что полностью совпало с нашими первоначальными целями. 

      В итоге обновленное приложение было высоко оценено пользователями и отраслевыми экспертами, мы получили 6 место по версии XYZ среди брокерских заявок на 2021 год, что стало для нас значительным шагом вперед. 

      Я рада, что результаты моей работы и работы всей команды были так высоко оценены. 

      Заключение

      Приведенный пример – это только мое представление о том, как может строиться рассказ о проекте. Вовсе не обязательно следовать такому формату, но если у вас нет своего варианта, то можете отталкиваться от этого. Хороший рассказ поможет вам себя репрезентировать и лучше выглядеть в глазах нанимателя. Но каким бы не был сам рассказ, самое важное – это хорошо делать свою работу, как дизайнер. 

      Спасибо моим менти, которые стали причиной появления этой статьи.

      Подлужный Дмитрий Арнольдович

      Об авторе

      Дмитрий Подлужный – UX дизайнер, который ищет решения на границе пользовательских потребностей, бизнес целей и технических ограничений.